Как быстро вернуть излишне уплаченный налог НДФЛ: общие рекомендации, особенности возврата, необходимые документы + образец заявления на возврат

Чтобы правильно оформить возврат ранее уплаченного НДФЛ, необходимо понимать процесс его формирования. Не все обладают правами на налоговые вычеты или компенсации налога. Основная проблема возврата НДФЛ – все расчеты и перечисления ложатся на плечи налогового агента, но не налогоплательщика. Зачет и возврат производит налоговый орган, где состоит на учете физ.лицо, без начисления процентов. Исключением будет возврат с просроченными выплатами.

Однозначного решения вопроса возврата излишка по НДФЛ не существует. Каждая из сторон (Минфин, налоговые органы, налогоплательщик) имеет свой подход, что вызывает противоречия и неясности. Для уменьшения налоговых рисков и реализации наиболее выгодного способа возврата части НДФЛ следует учесть разъяснения официальных ведомств и проанализировать судебную практику.

При наличии задолженностей возврат средств из бюджета возможен только после зачета переплаты в счет образовавшейся задолженности.

НДФЛ - право на вычеты

НДФЛ облагаются все трудоспособное населения страны. В большинстве случаев равен 13% от совокупного дохода, который включает:

  • больничные;
  • зарплату;
  • премию;
  • ценные подарки;
  • прибыль от аренды;
  • доход от продажи крупных объектов;
  • гонорар;
  • выигрыш (35%).

Работодатель выступает налоговым агентам, который обязан удерживать, а потом перечислять НДФЛ налоговому органу. Нерезиденты РФ платят налог по ставке 15%.

От НДФЛ освобождены доходы (ст. 217 НК):

  • реализация имущества, владение которым было более 3 лет;
  • наследство;
  • подарки от близких родственников;
  • государственные выплаты: любые пособия, пенсии, стипендии;
  • реализация продуктов с собственного сада или огорода;
  • спортивные награды;
  • материнский капитал и др.

Некоторые категории граждан вправе использовать вычеты (статья 218):

  • инвалиды 1, 2 группы;
  • участники ВОВ;
  • участники ликвидации АЭС;
  • родители, усыновивших детей и др.

На полный (частичный) возврат можно рассчитывать при приобретении квартиры или участка, оплате обучения или медицинских услуг, участии в благотворительности. Подробный перечень есть в ст. 219-220 НК.

Размер вычетов не может превышать размер налоговой базы. Лица, не выплачивающие НДФЛ (частные коммерсанты) не могут получить компенсацию, так как используют иную систему налогообложения.


 

Излишнее удержание

Излишнее удержание возникает при ошибке исчисления налоговым агентам, двойном перечислении или непредставлении положенных налоговых выплат. В этих случаях образуется переплата, которую можно вернуть из бюджета и использовать в зачет НДФЛ в будущем периоде.

При выявлении ошибки налоговый агент обязан в десятидневный срок предупредить налогоплательщика о ней. Последний должен подать заявление работодателю о компенсации средств или учете переплаты в расчете НДФЛ в будущем отчетном периоде.

Организация должна перевести деньги на расчетный счет сотрудника или оформить возврат в налоговой инспекции. Максимальный срок для оформления претензии – 3 года .


 

Официальная позиция возврата НДФЛ

Статья 231 НК утверждает, что излишне удержанный НДФЛ с дохода физ.лица должен быть возвращены после получения соответствующего заявления. Однако нигде не установлен точный порядок возврата средств. Официальное письмо Минфина рекомендует использовать общий порядок возврата и зачета, предусмотренный ст. 78. Данная статья регулирует отношения налогового органа и налогового агента, но не налогоплательщика с налоговым агентом. Спорность применения указанного порядка подтверждено судебной практикой и высказывалась самими налоговыми органами. При письменном обращении работника к налоговому агенту ФНС не вправе применять ст. 78, так как она регулирует отношения только между налоговым органом и агентом.

Как видно, законодательная база не содержит точного порядка действий налогового агента при возврате физ.лицам излишне перечисленного налога, а Минфин ссылается на ст. 78.

Разъяснения Минфина следующие: основанием для возврата части НДФЛ, удержанного налоговым агентам, будет заявление физ.лица, которое передано налоговому агенту, а налоговый орган налоговому агенту возвращает после поступления заявления о возврате от налогового агента.

Учитывая позицию Минфина, заявление разрешено подавать в течение 3 лет после уплаты (ст. 231 НК). Получивший заявление от сотрудника о возврате средств, налоговый агент предоставляет аналогичное заявление, но только от своего имени, налоговому органу в трехлетний срок после уплаты налога.

Образец заявления

Отказ в компенсации излишка НДФЛ налоговым агентом налогоплательщику можно обжаловать в суде.

Форма заявления на основании статьи 231, подаваемого налоговому агенту, не определена. Таким образом, налогоплательщик должен подавать письменное заявление произвольной формы.

Анализ судебной практики подтверждает, что при перечислении причин в заявлении, по которым произошло перечисление НДФЛ сверх нормы, и приложении документов, доказывающих переплату, суд подтвердит право физ.лица на возврат соответствующей суммы из бюджета.

К заявлению для налогового органа от налогового агента прикладывают заявление физ.лица и документы, которые подтверждают излишнее удержание. К таким бумагам Минфин относит справку о доходах, реестр данных о доходах, платежные документы для подтверждения перечисления и документы, доказывающие необоснованное удержание НДФЛ.

Сроки возврата

Статья 78 предусматривает срок для возврата переплаченной части НДФЛ – 1 месяц после подачи заявления в налоговый орган. Если сроки нарушены, то заявитель имеет право получить дополнительные проценты за все дни по ставке рефинансирования.

Но сроков перечисления средств налоговым агентам физлицу не установлены. Пробел в законодательстве может привести к затягиванию исполнения обязанностей по компенсации излишне выплаченных средств. Физическое лицо будет вынуждено защищать свои права в судебном порядке.

НК не предусматривает условия выплаты организацией ранее уплаченного НДФЛ налогоплательщику до момента обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением о компенсации части средств. Как видно, появляется неясность относительно момента перечисления средств налоговым агентам работнику – до или после получения необходимой суммы. Так же единственное условие возврата средств для физ.лица будет подача заявления, а условия предварительного возврата налоговым органом агенту не установлены.

Право физлица на получения компенсации части уплаченного НДФЛ начинает зависеть от налоговых отношений третьих лиц: налогового органа и агента. Поэтому Минфин допускает возврат налогоплательщику налоговым агентом до получения необходимой суммы от налогового органа. Для работника это более приемлемый вариант получения средств в кратчайшие сроки.

Но возникает противоречие со статьей 226 НК, которая запрещает уплату НДФЛ средствами налогового агента (организации). Возврат излишне выплаченного НДФЛ до перечисления денег от налогового органа считается выплатой налога за счет налогового агента. Соответственно, возврат финансов налогоплательщику налоговым агентам до получения требуемой суммы от налогового органа запрещен законом. С другой стороны в НК за это нарушение никакой ответственности не предусмотрено.

Если налоговый агент проигнорирует рекомендации Минфина о выплате средств работнику до перечисления части НДФЛ налоговым органам, то просрочка налоговых органов затянет процесс получения средств налогоплательщиком. Суд не сможет обязать налогового агента выплатить средств, которые еще не получены от налоговой инспекции. Судья только может обязать налоговый орган компенсировать средства.


 

Зачет излишка за счет других сотрудников

В НК нет запрета на выплату излишка по НДФЛ за счет выплат с других сотрудников. Это позволяет налоговому агенту самостоятельно осуществить зачет, сокращая сумму НДФЛ с остальных работников на размер излишне перечисленного налога.

Никаких регулирующих положений этой ситуации не предусмотрено. Налоговый агент перечисляет в бюджет обезличенный НДФЛ – общая сумма налога, предварительно рассчитанная и удержанная. Налог перечисляется единым платежным поручением, не имея расшифровки для каждого сотрудника.

Налоговый орган не против подобных зачетов. В письме 19.08.2009 от ФНС написано, что ст. 231 не запрещает налоговому агенту компенсировать излишек НДФЛ сотруднику за счет налогов, взятых с других сотрудников.

Зачет средств исключает подачу заявления налоговым органам и ожидания перечислений от него. Налогоплательщик сможет в самые короткие сроки получить свои денежные средства. Единственное, что требуется от работодателя – коррекция налогового, бухгалтерского учета за этот период. В налоговую инспекцию поддается исправленная форма 2-НДФЛ работника, по которому производился перерасчет.

В отличие от налоговой инспекции Минфин не предусматривает возврат части НДФЛ налогоплательщику односторонним зачетом налога по встречным однородным обязательствам. Минфин объясняет позицию тем, что подобное разрешение позволит налоговому агенту самостоятельно проводить зачет без обоснования и предоставления доказательств действий. Так как налоговый орган получает совокупную сумму НДФЛ со всех работников организации, то правомерность зачета контролируется только при проведении выездной проверки налоговой службой.

Бланк заявления на возврат части НДФЛ

Судебная практика применения зачета для компенсации излишне уплаченного НДФЛ не сформирована. Соответственно, при стечении определенных обстоятельств налоговые органы могут принять позицию Минфина. Перечисление сотруднику части налога за счет других работников приведет к недоплате по НДФЛ в определенный период. Это может оказаться поводом привлечения организации к ответственности по статье 123 за неполное перечисление НДФЛ и штрафным санкциям в 20% от недостающей суммы.

Различие в подходе к зачету средств у ФНС и Минфина может привести к временным и материальным затратам у налогового агента.

Оптимальный вариант возврата НДФЛ

Возврат излишка НДФЛ за счет начислений с других физлиц будет наиболее удобным и простым способом для налогоплательщика и организации. Последней не требуется оформлять заявление в ФНС и собирать доказательственные документы о переплате.

Однако четкая позиция Минфина запрещает использовать зачет для возврата физлицу. Налоговые органы поддерживают налогоплательщиков, но продолжительность их позиции никто не может гарантировать. Статья 32 НК обязует налоговые органы руководствоваться разъяснениями Минфина. Если он выпустит письменные разъяснения для ФНС для регулирования вопроса, то ситуация поменяется коренным образом.

Тогда налогоплательщик обязан будет доказывать право на получение излишка НДФЛ за счет выплат своих коллег. На то потребуются дополнительные средства и время. Так как судебная практика по ответственности не сформирована, то прогнозировать исход проблематично.

При использовании рекомендаций Миинфина налоговый агент с налогоплательщиком могут столкнуться с трудностями. Из-за кризиса в экономике налоговые органы не спешат выплачивать излишки по налогам из бюджета. Процесс сильно затягивается.

Менее рискованный способ возврата – зачет в счет платежей налогоплательщика в будущем.

 

Сбор документов

Налоговый агент обязан доказать факт переплаты. Для этого представляют в ФНС документы:

  • заявление работника;
  • заявление налогового агента;
  • квитанция или платежка с переплатой;
  • выписка с налогового регистра.

Если налогоплательщик не в силах обратиться к налоговому агенту по любым причинам (ликвидация организации, банкротство), то допускается его обращения напрямую в налоговую инспекцию. Физлицо предоставляет только два документа:

  1. заявление;
  2. декларация 3-НДФЛ.

Если налоговый орган одобрил компенсацию, а денег не перечисляет, то следует подать повторное заявление. Требования обязаны удовлетворить в течение месяца. За день просрочки положен процент. На сегодня это 10,5% годовых.

Узнать о переплате можно со справки о доходах, которую получают:

  • в бухгалтерии организации;
  • в центре занятости;
  • в налоговом органе.

Справка 2-НДФЛ позволяет выявить переплату, но ее недостаточно для возврата денег.

Порядок возврата НДФЛ из бюджета

 

Как упоминалось выше, трудности вызывает расчет и перечисление средств не сотрудником, а налоговым агентам. Рекомендованный порядок предусмотрен ст. 78-79 НК. Он обязателен для всех участников. Статья 231 содержит правила возврата НДФЛ физ.лицу налоговым агентам:

 

  • Компенсацию излишка по налогу производит налоговый орган, в где состоит на учете физ.лицо. В ст. 78.3 указано, что налоговая инспекция обязана письменно сообщить физлицу о неправильном перечислении средств в десятидневный период после выявления ошибки.

Порядок возврата средств

  • При обнаружении излишне уплаченного налога возможна совместная проверка расчетов:
  1. по пеням;
  2. по налогам;
  3. по сборам;
  4. по штрафам.

Результаты оформляют актом, подписанным с обеих сторон.

  • Налогоплательщик подает заявление о возврате определенной суммы.

Образец заявления

Разрешено подавать в электронном виде с электронной подписью.

Заявление набирают на компьютере или пишут от руки. Основывается оно на справке 2-НДФЛ

  1. Вверху справа указывают реквизиты налоговой службы, куда его подают. Заявление не адресуют определенному лицу, указывать ФИО начальника службы не следует.
  2. Прописывают суть обращения в произвольной форме. Можно воспользоваться бланком и образцом заявления.
  3. Внизу ставят дату и подпись.
  • Налоговая инспекция за 10 дней после получения заявления или подписания обоими сторонами акта сверки решает о зачете или возврате.
  • Зачет производится в счет недостачи по другим налоговым платежам или задолженностям по штрафам, пеням. Решение о зачете принимается в десятидневный срок после обнаружения факта уплаты излишка, со дня подписания акта сверки, вступления в силу судебного решения.

Физ.лицо вправе самостоятельно подать в налоговый орган заявление о учете ранее уплаченного налога в счет недоимки.

  • Налоговый агент безналичным способом возвращает средства на счет физлица. Реквизиты счета указывают в заявление. Время на возврат – 3 месяца после подачи заявления. Налог будет возвращен одним из способов:
  1. за счет НДФЛ в предстоящих периодах;
  2. за счет средств налогового агента.

Второй способ приемлем, когда сумма компенсации во многом превышает сумму будущих платежей.

 

Обжалование действия налоговой инспекции

Неправомерные действия и бездействия налогового органа следует обжаловать в налоговом управлении или арбитражном суде. Судебное разбирательство возможно только после обжалования действий в региональном УФНС.

Если действия налоговой инспекции вышли за рамки их полномочий или она не выполняет возложенные обязательства, то дела рассматривают в налоговом управлении и арбитражном суде. Организация первоначально подает заявление в региональное УФНС. Если требования не удовлетворят там, то подают в суд. Например, инспекция не желает проводить сверку расчетов или требует документы, не предусмотренные законодательством.

Жалоба подается письменно с указанием информации, которую желают обжаловать, причин жалобы, требований к налоговому ведомству. Более подробно о сведениях и требуемых документах написано в ст. 139.2.

Жалобу подают в инспекцию, которое приняло решение. За 3 дней сотрудник инспекции передаст ее в региональное управление с требуемыми материалами. При нарушении правил подачи, УФНС не рассматривает жалобу. Соблюдение сроков не является гарантией рассмотрения. Необходимые документы описаны в ст. 139.1.

Подавать жалобу можно в течение года после выявления нарушения прав организации.

УНС рассматривает жалобу 15 дней. Если требуется, то руководитель УНФС или заместитель вправе продлевать срок на 15 дней (ст. 140.6).

После рассмотрения жалобу выносят одно из решений:

  1. не удовлетворяют;
  2. отменяют ненормативный акт;
  3. признают действие налогового органа незаконным, выносят решение.

Если после рассмотрения жалобы в УФНС требования не удовлетворены, то следует обратиться в арбитражный суд, к которому относится налоговый орган.

Исковое заявление падают в первые 3 месяца. Допускается электронная подача. Если срок прошел, то к исковому заявлению добавляют ходатайство о восстановление срока.

Арбитражный суд рассматривает заявление 2 месяца. Возможно два варианта решения:

  • действия налоговой инспекции признают незаконными и обязуют устранить нарушение прав;
  • полный (частичный) отказ в удовлетворении требования истца.

В пятидневный срок копия решения направляют участникам спора, а так же региональному налоговому управлению (по необходимости).

Если решение в пользу организации, то налоговый орган обязан выполнить после его законного вступления в силу.

Возврат переплаченного НДФЛ предусмотрено законом. Однако отсутствие четкого порядка значительно затягивает процесс. Быстрым способом будет использование зачета средств в будущем периоде, а не возврат.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в: