Открытие коммерческого бизнеса, как то: магазин, центр оптово-розничной торговли и пр., всегда завязано на двух составляющих. Во-первых, стабильность спроса со стороны покупателей, а во-вторых, выгодные условия от поставщиков.
Уникальным является тот вид бизнеса, который можно начинать с нуля, т.е. где порог «входа в отрасль» минимален и доступен даже начинающим. Начало такого проекта является наиболее трудным периодом в становлении начинающего предпринимателя. Вот почему если какие-то предпоставки со стороны поставщиков в данном виде деятельности и возможны, то на этапе становления просто необходимо «отжимать» наивыгоднейшие условия.
Организация собственного дела является весьма достойным мероприятием и с учетом сказанного представляется интересным и актуальным подробнее разобрать все аспекты такого предприятия.
Можно высказать много опасений про рынок автозапчастей, но одно его качество является неоспоримым – он весьма стабилен, более того, еще не было периода в экономической истории страны, когда он бы проседал. Количество машин в мире вообще и в нашей стране в частности только увеличивается. Это справедливо даже с учетом того, что старые автомобили постепенно выходят из эксплуатации: формируются требования обязательной утилизации, из дворов убирают так называемые «отстойники».
Параллельно с усилением автотрафика набирает обороты процесс деградации отечественных дорог. Несмотря на «раскрученные» проекты, технология строительства и качество материалов остаются на уровне 50-60 годов 20 столетия. ГОСТы никто не пересматривал, а значит, с ростом протяженности вновь введенных в эксплуатацию трасс, неизбежно будет расти протяженность дорог, приходящих в негодное состояние. Бюджет автодорожных фондов не резиновый, а стало быть, при введении Правительством минимального уровня нового дорожного строительства в стране на что-то обязательно будет не хватать.
В стране уже который год бушует кризис. Рубль, порой, демонстрирует новые горизонты падения, а платежеспособный спрос сжимается, как шагреневая кожа. Однако процесс пересадки с личного на общественный транспорт, на самом деле, едва заметен. Люди, особенно деловые, не склонны снижать стандарты своего потребления, хотя бы раз достигнув какого-то комфортного уровня. Отсюда парадокс: интенсивность пользования общественным транспортом, выраженная в количестве поездок не только не снижается, но даже возрастает. Это обусловлено возрастающей активностью хозяйствующих субъектов, имеющих личное авто. Т.е. если до кризиса дела шли ровно, то теперь для поддержания того же уровня продаж нужно совершить больше действий:
Интересный факт: те, по кому кризис ударил особенно сильно, так что перестало хватать денег на бензин, урезают количество своих передвижений. Однако в случае появления в их железном коне какого-то дефекта, все силы и средства будут брошены на его устранение. (Будет откупорена заначка, найдены возможности подработки и пр.).
Кроме того, говоря о дискретности розничных продаж на рынке автозапчастей, можно оценить частоту покупок одним клиентом на уровне, минимум раза в 3 чаще, чем приобретается аудио- и видеотехника. Запчасти покупаются вовсе не большими партиями. Для конечного потребителя это чисто розничный товар (в отличии, например, от некоторых продуктов питания, которые иногда, как греча, приобретаются впрок десятками килограммов). Можно уверенно исходить из того, что автотранспорт нуждается в запчастях не меньше, чем в бензине или масле. И это имеется в виду не только безальтернативность, но и перманентность. Поломки регулярны и магазин автозапчастей без заказов однозначно не окажется.
Похоже, любовь и привязанность к личному транспорту у человека в крови. Так было всегда, и скорей всего, так будет и в будущем. А значит, растущее количество автомашин будет чаще ломаться в связи с увеличением приходящих в негодное состояние километров автотрасс. Следовательно, будет расти и спрос на запчасти. Таким образом, фундаментальное обоснование перспективности рынка автозапчастей можно считать выполненным. Рачительная организация бизнес-процесса способна открыть перед начинающим предпринимателем широкие перспективы развития.
Свято место пусто не бывает и с перспективный точки зрения спроса, рынок неизбежно привлекает к себе повышенное внимание предпринимателей. Поэтому стоит рассчитывать на то, что в конкуренции недостатка не будет. В этой связи рекомендуется провести заблаговременную реконгсцировку.
Перед тем, как осуществлять инвестицию, следует «навестить» конкурентов – другие торговые точки, реализующие запчастями с целью оценки их как ассортимента, так и уровня цен. С помощью последних достижений записывающей электроники не составит труда зафиксировать и то, и другое, чтобы потом в тишине проанализировать, на чем стоит делать акцент.
Они тоже, по идее, являются конкурентами предполагаемого магазина автозапчастей. Однако их можно превратить в клиентов. Если сделать им предложение, существенно выгоднее того, что они имеют сейчас, то возможно, что они станут первыми серийными клиентами вновь организованного бизнеса. И речь не всегда может идти о цене. В качестве подобных выгод могут выступать:
В целом, оценивая рынок автозапчастей, можно назвать его рынком покупателя. Конкурентная среда высокая; барьеры на вход в отрасль, практически, никакие; лицензирование не требуется. Казалось бы, светит рентабельность «ниже плинтуса», когда покупатель, используя свою рыночную власть и не структурированность рынка, будет «отжимать» себе всю маржу. Но это не совсем так: ведь, если вы – магазин (т.е. являетесь для кого-то продавцом), это значит, что для кого-то вы являетесь и покупателем. На этом имеет смысл грамотно сыграть.
Особым видом конкурентной борьбы является привлечение и завоевание внимания потенциальных покупателей в сети. Особенно интересен такой вид деятельности в связи с тем, что он требует на порядок меньше и без того скромных материальных затрат не только в первые периоды деятельности, но и вообще, в течение всего срока деятельности. Положительные особенности:
Успех бизнеса в российских реалиях на 90% зависит от именно перечисленных выше факторов. Если вы не занялись откровенной футуристической нереальщиной (вроде предоставления услуг по купанию в молоке), то кража или ограбление в том или ином виде (с наличием официальных документов или без них) станет самыми насущными вашими рисками.
Однако нельзя утверждать, что при организации интернет-магазина автозапчастей у предпринимателя не будет никаких затрат:
Любой, кто хоть когда-либо занимался созданием собственного интернет-портала, не даст соврать, что это совсем не тот масштаб вложений, который будет в случае аренды магазинных площадей или же их покупки.
Дополнительно нужно вложиться еще и в закупку товара. (Но эта сумма не бралась в расчет и при анализе классического магазина). Необходимо подробнее остановиться на процедуре раскрутки. Синонимом ее является реклама. Однако она отличается от того, что мы привыкли видеть на улицах или по телевизору. В случае открытия магазина в реале, в качестве рекламы будет выступать, пожалуй, какая-либо яркая вывеска с броскими фразами, желательно, бросающаяся в глаза проезжающим автомобилистом.
В случае интернет-торговли все меняется. Теперь раскрутка становится жизненно необходимой функцией и можно со 100%-ной уверенность заявлять, что начинающий предприниматель большую часть своего времени (от 60%) будет посвящать продвижению своего торгового ресурса в интернете.
Глобальная сеть изобилует предложениями чего бы то ни было. В многомиллионном хоре голосов (и конкурентов, и не очень) потенциальный покупатель вряд ли обратит внимание на ваше предложение. Требуется активная целевая реклама, и здесь на помощь начинающему бизнесмену приходят целых 3 способа продвижения:
Торговый обмен в случае, если магазин виртуальный, происходит посредством:
Итак, со спросом и методиками его стимулирования разобрались. Однако не нужно забывать, что преимущества сбыта, как бы они не реализовывались – через реал или с помощью интернета, - становятся возможны, если у вас есть надежный источник товара. При этом доставаться этот товар вам должен на более выгодных условиях, чем его может приобрести кто-либо еще.
В действительности, это вторая глобальная задача предпринимателя в этом секторе рынка – следить за снабжением своего виртуального или реального магазина наиболее востребованными автозапчастями. Для того, чтобы «быть в тренде» и не испытывать недостатка в клиентах, жизненно необходимо иметь хотя бы одно из перечисленных ниже конкурентных преимуществ:
Как бы агрессивно вы себя не раскручивали (хоть рекламой на первом канале), автомобилисты не станут менять своих проверенных временем поставщиков («пробитые» точки) на ваш магазин, если им от этого не будет выгодно. Поэтому тема организации снабжения должна занимать приоритет, и на ее организацию должны уходить все оставшиеся после вопроса сбыта ресурсы.
Необходимо обратить внимание на тему статьи. Речь идет о вновь создаваемом с нуля бизнесе, а значит, денег у новичка не может быть много (или, по крайней мере, нет желания их тратить без остатка). Поэтому из трех, перечисленных выше в данном разделе конкурентных преимуществ, наиболее ценным является предоставление отсрочки по оплате поставленного товара. Отсрочка важна и выгодна по следующим причинам:
Отсрочка более других инструментов предоставляет свободу предпринимательского маневра. Возможность не платить за поставленный товар сразу позволяет проекту как развиться на начальном этапе, так и переживать трудные времена. По сути, это конкурентное преимущество, которое будет иметь решающий характер в вашем бизнесе.
Одним из частных случаев отсрочки оплаты является консигнация. Фактически для поставщика это означает отдать товар на реализацию. Ее основные характерные черты:
Еще одно ценное качество консигнации – такое ведение дел возможно не только в случае классического (реального) магазина, но и когда магазин виртуальный. Правда для того, чтобы поставщик поверил вам на слово (ведь консигнация подразумевает определенную степень доверия) придется позаботиться некоторыми юридическими формальностями.
После того, как выбрана схема работы, понятны задачи и способы их достижения, проекту следует придать новый формат, а именно – статус юридического лица. Это нужно для того, чтобы разделить ваши личные дела, как человека и гражданина, и дела вашего бизнеса (фирмы). Это не раздвоение личности и нести личную ответственность за ошибки ведения бизнеса вам все равно придется, но во-первых, не в полной мере, а во-вторых, это позволяет отделить ваше личное имущество от имущества фирмы.
Наиболее популярными у «новичков» являются 2 организационно-правовые формы:
Кардинальное различие между ними проходит по линии администрирования и уплаты НДС в ходе ведения предпринимательской деятельности (ИП не являются плательщиками НДС). ООО (в случае нахождения на классической схеме бухгалтерского учета) НДС платят. Процесс администрирования НДС является трудоемким (не обойтись без бухгалтера) и чреват неоднократными налоговыми проверками и штрафами. И тем не менее, многие малые предприятия сознательно становятся на сложный путь классического бухгалтерского учета.
Выбор между двумя орг.-правовыми формами зависит от того, кого вы предполагаете сделать своими клиентами:
Дело в том, что администрирование НДС подразумевает высчитывание разницы между НДС начисленным и предъявляемым для компенсации. Если фирма что-то купила с НДС, то на эту величину сокращается и ее НДС к оплате в бюджет. Но если эта фирма что-либо приобрела у того, кто НДС не платит, то и предъявлять становится нечего.
Возможность сидеть «на упрощенке» ограничивается объемом продаж и совокупной стоимостью имущества компании. Поэтому крупные компании, как правило, являются плательщиками НДС. А раз так, то при прочих равных условиях они предпочтут иметь хозяйственные отношения также с плательщиками НДС. Поэтому как бы здесь со своей «упрощенкой» не остаться в пролете.
Покупатели-частные лица никому ничего не предъявляют, поэтому им ваша орг.-правовая форма безразлична.
При организации юр.лица в формате ООО большое внимание следует уделить размеру уставного капитала. Минимальный его размер – 10 000 рублей. Однако рекомендуется использовать для его увеличения все имеющиеся ресурсы. Вы не потеряете их – они сразу станут доступны вам на расчетном счете. Зато это станет вашей визитной карточкой и мощным аргументом в пользу того, что вам можно доверять и отдавать товар на консигнацию.
Выбор в пользу интернет-магазина уже не нов, но все еще является довольно непривычной формой организации бизнеса. Тем не менее, факты свидетельствуют, что это наиболее бюджетный вариант развития с нуля. В сочетании с кредитом, получаемым от поставщиков (отсрочки платежа, консигнации), это позволит получить импульс развития вашего магазина непосредственно с момента его открытия.