Что такое маржинальная прибыль и как рассчитать ее самостоятельно за 5 минут + практические примеры и советы по выбору ниши

Маржинальная прибыль (с англ:marginal revenue) - это разница между доходами от продаж или реализации продукции и различными переменными затратами. В этом случае доходы рассматриваются как выручка предприятия от продаж без учета НДС. Что касается переменных издержек то тут все довольно незамысловато, из конечной стоимости продукта предприятие вычисляет: стоимость затрат на электроэнергию, заработную плату рабочего персонала, самой стоимости сырья, топлива, различных непредусмотренных финансовых вложений и т.д.

Что такое маржинальная прибыль

Несомненно, маржа является главным показателем мощностного потенциала предприятия. Чем она выше, тем больше имеется финансовых ресурсов на погашение переменных издержек, что поднимает потенциальные возможности по плану производства продукции.

Довольно выгодно выпускать объемные партии товара так как при масштабном производстве себестоимость затрат на товар уменьшается, что позволяет иметь большую маржинальную прибыль. Эту закономерность в экономике называют “эффект масштаба”. О ней мы поговорим попозже.

В бизнесе и розничной торговле это понятие довольно широко распространено. Это связано с тем, что ритейлеры могут менять стоимость товара в процессе рыночной нестабильности. Так как в законах Российской Федерации нигде не упомянуто наказание за превышение маржинальной ставки. Вседозволенность сдерживает только конкуренция. При дефиците товара маржа стремится к повышению. Это естественная реакция предложения на спрос.

Маржа в розничной торговли - основной заработок коммерсантов. Именно они формируют конечную стоимость продукции на рынке.

Формула расчета для вычисления маржинальной ставки

Валовая маржинальная прибыль включает в себя два основополагающих показателя - это выручка от реализации товара и переменных затрат.

Как известно, маржа являет собой разницу между доходом и переменными затратами. Ниже можно рассмотреть формулу при которой можно рассчитать маржинальную прибыль.

Маржинальная прибыль = “цена” минус “переменные затраты”.

Часто нужно рассчитать маржу для единичного товара, это дает понять, насколько выгодно в перспективе будет изготовлять товар в небольших для производства объемах.

Формулу можно рассмотреть ниже.

Формула вычисление маржинальной ставки

Маржинальная прибыль единицы товара:

“Цена” минус “Себестоимость”.

Пример:

Для того, чтобы рассчитать маржинальную прибыль единицы такого товара, как подсолнечное масло, нужно знать его конечную розничную или оптовую цену и себестоимость.

К примеру: цена за литр равна 50 рублей, а себестоимость 20 рублей.

Расчет: 50-20=30,

30 рублей - маржинальная прибыль единицы товара.

Чтобы найти общую маржинальную прибыль, от этой стоимости (30 рублей) отнять переменные расходы.

Если ваш доход только перекрывает конечные расходы производителя, то он находится в “точке безысходности”.


 

Маржинальный анализ

Анализ маржинальной прибыли нужен для вычисления критического объема выпускаемой продукции, который сможет на все 100% покрыть переменные затраты. Довольно распространено называть это точкой безубыточности. Она дает гарантию на целесообразность и прибыльность производства.

Спрос на продукцию и затраты на ее изготовление - главные критерии маржинального анализа. При ее расчете учитываются все факторы, влияние которых может отразится в первую очередь на цене. Ведь цена - это подавляющий критерий отбора производимой продукции на рынке. Она является ориентиром на покупателя, от нее зависит спрос на товар и успешность реализации.

Анализируя технологические возможности предприятия, его тарифы на выплату заработной платы, постоянные и непостоянные затраты, налоги различные вычеты, можно будет формировать рентабельность выпуска товара и установить минимальное количество выработки при котором изготовитель будет получать прибыль.

Маржинальный анализ

Если маржинальная прибыль равна себестоимости продукции то прибыль равняется нулю.

За последние 15 лет сформировался перечень товаров, которые имеют предвзятый процент маржи.

  1. Напитки. Все ритейлеры знают, что перепродажа напитков очень выгодное дело. Также плюс в том, что этот товар имеет сезонный спрос.
  2. Бижутерия. Изделия из дешевых пластмасс, стекла и различного металла, продают с 300% наценкой. Трудно поспорить с тем, что это выгодно.
  3. Цветы. Себестоимость одного цветка зачастую составляет 7% от общей стоимости.Считайте сами.
  4. Hand-made продукция. Тут кто на что горазд. Цены на эксклюзивные товары могут отличаться по своей цене в тысячи, а то и больше раз.
  5. Чай и кофе на развес. Довольно сложно представить, что на этом можно заработать много денег. Но сейчас, к примеру, закупая в Китае по оптовой цене чай или кофе и продавая в своем магазине по 300% наценке, можно добиться до 70-80% показателя маржинальности.
  6. Косметика. Эта информация будет полезна для женщин. Общая статистика гласит, что лишь 25% в общей цене на косметику составляет ее себестоимость, а 75% это различные наценки ритейлеров.
  7. Сладости для детей. Открытие точки продаж этого товара обеспечивает окупаемость всего лишь за первый месяц. Потому что завышенная не менее чем в 3-4 раза цена того же попкорна, который по себестоимости равен 5% от общей цены, позволяет получить до 90% маржинальности.

 

Маржа в бизнесе: наводящие примеры и сопутствующие проблемы

Каждый бизнесмен заинтересован в создании бизнеса с максимальной валютной отдачей. Несомненно, никто не хочет включатся в дело, которое не будет приносить рентабельный доход. Также никому не хочется уходить в минус. Для это товары или предложения классифицируют на:

  1. Высокомаржинальные;
  2. Среднемаржинальные;
  3. Низкомаржинальные;

Что являет собой высокомаржинальный товар? Существует ряд причин, по которым этот товар имеет завышенную стоимость:

  • Имеет большой спрос на рынке, но в малых количествах поступает на продажу. К этому можно отнести такие виды товаров как: ювелирные изделия,изделия из драгоценных металлов,брендированные изделия спрос на которые высок на протяжении года;
  • Создал “вау-эффект” на рынке. Это могут быть разные вещи: от носков до различных гаджетов. Маржа на них в период всплеска спроса резко увеличивается. Но, как правило, эти товары держат высокую планку лишь недолгое время;
  • Сезонные товары. Большинство хоть раз слышали, что зимние вещи нужно покупать летом. Эта рекомендация доказывает, что наценка на товар с повышением его спроса резко увеличивается. Сезонные товары имеют на порядок высшую цену, нежели в несезонное время. Взять, к примеру мороженое. В зимнее время цена на этот товар самая низкая, так как ажиотаж она не вызывает и маржа на нее составляет около 15% от реальной стоимости. Другая ситуация обстоит в летний период, когда спрос на товар увеличивается в сотни раз. Предприниматели в этот период увеличивают маржу уже до 50-70%, а в некоторых случаях и больше чем на 100-200%. Например, на курортах.

Маржа в бизнесе: наводящие примеры и сопутствующие проблемы

Высокомаржинальные бывают и сферы услуг: кафе, рестораны и т.д. Заведения этого типа имеют высокий маржинальный процент (100-200%). В ресторане можно, например, продать одну бутылку вина, которая стоит примерно 1000 рублей за 3000 рублей. Цена, как правило, зависит от статуса заведения и качества услуг. Но как не странно, спрос на эти услуги со временем растет.

Среднемаржинальные товары. Эти товары зачастую не повседневного использования. Маржа на них меньше чем на выскомаржинальные. К таким товарам можно отнести: бытовую технику, строительные материалы, различные инструменты, электроника и даже автомобили.

Торговые представители как правило устанавливают маржу в размере 30-40%. Представленные товары тоже имеют некую сезонность, но она не столь велика, чтобы ее рассматривать.

В бизнесе эта ниша приносит хороший доход, так как баланс между ценой и предложением увеличивает количество продаж.

Низкомаржинальные товары. Как правило это товары повседневного использования, такие как: бытовая химия, непродовольственные товары, детские товары и т.д

Маржа на эти товары не может быть выше чем 10-20 процентов. Выгода от продаж этой группы товаров обусловлена большим оборотом.

Что касается сферы услуг, самый низкий доход по данным исследований имеют транспортные перевозки - не более 20%.

Государство на сей день еще не установило максимально допустимую маржу для товаров и услуг. Поэтому ценовая политика стабильна лишь за счет рыночной конкуренции. Да и превышение ценового лимита влечет за собой потерю самой важной составляющей рыночной торговли - клиента.

Среднемаржинальные и низкомаржинальные товары выгоднее всего покупать у оптовиков или вблизи от производства, если у вас есть такая возможность. Чем выше оптовая закупка, тем большую скидку дает производитель или реализатор. Вследствии, сэкономленная сумма частично или полностью компенсирует затраты на перевозку или другие затраты, что уменьшает ее себестоимость.

Как зависит маржинальная прибыль от масштаба производства и способы её увеличения

В жестких условиях рыночной экономики на формирование цены производимого товара влияет множество внешних и внутренних факторов. Политика государства не всегда направлена на улучшение ценообразования на общем рынке. Повышение тарифов и налогов влечет за собой весьма большое подорожание продукции. Поэтому производственные массивы стараются поставить на масштабное производство, лишь некоторые виды товаров. Это позволяет компенсировать все постоянные и переменные затраты и получать большую маржинальную прибыль. Называется это “эффект масштаба”.

Но хуже дела обстоят с теми товарами, которые хоть и имеют спрос на потребительском рынке, но он весьма не высок. Такие товары не выгодно ставить на большой поток производства, так как оптовые закупки весьма малы. Изготовление может быть рациональным лишь при его высокой стоимости, так как будут учитываться все издержки налогообложения и затраты на производство. Такой продукт считается высокомаржинальным.

Как зависит маржинальная прибыль от масштаба производства и способы её увеличения

Выделяют критерии по которым товар считается рентабельным для масштабного производства:

  • Большой потребительский спрос;
  • Выгодность реализации;
  • Цикличность использования этого товара среди покупателей;
  • Технологическая доступность;
  • Потребительская доступность;
  • Наличие множеств точек сбыта;
  • Стабильность реализации.

Соответствие условий дает гарантии того, что товар на рынке будет стабильно реализовываться, ведь именно стабильность дает понять, что товар можно ставить на производство по умолчанию. Спрос на него не будет падать в долгом времени и с помощью этого можно строить долгосрочные планы по диверсификации бизнеса.

Немаловажным фактором роста цен на продукцию являются переменные расходы. ведь именно они составляют 40% стоимости продукции. Снижение выплат на них снизит конечную стоимость продукта и увеличит маржу.

Методы снижения переменных расходов:

  • Внедрение инновационных технологий;
  • Упрощение технологического процесса;
  • Автоматизация производства;
  • Удешевление сырья и видов закупаемого топлива;
  • Изменение ассортимента продукции.

 

Плюсы и минусы маржи

Что касается положительной стороны маржи, она, как и любая другая экономическая величина, выгодна лишь для представителей продаж. Так как государство не утвердило максимально допустимую процентную ставку маржи. Неплохая возможность для тех кто хочет создать высокомаржинальный товар или услугу.

Другая сторона потребительская, так как покупателю всегда приходится переплачивать за товар. И навряд ли он когда-то сможет узнать реальную себестоимость товара. Это может стать неким потребительским бунтом, который будет провоцировать снижение процентной ставки маржи. Это никому не выгодно.

Плюсы и минусы маржи

Все чаще от потребителей поступают запросы в министерство финансов на то, чтобы распределить для каждого вида товара и услуг максимально допустимую маржу. Реформа такого рода даст возможность стабилизировать цены, расширить количество точек сбыта товара, существенно снизить цену на высокомаржинальную продукцию.

 Плюсы и минусы маржи

В каких случаях государство может влиять на маржинальность

Государственный аппарат в России не вмешивается в рыночную экономику до тех пор, пока бизнес не является монополией. Если предприятие выросло до таких масштабов, что конкурентов по долям рынка или объему производства не осталось, в игру вступает антимонопольный комитет. Эта государственная структура создана для того, чтобы сдерживать пыл монополиста на рынке, где ему нет конкуренции.

Если монополия начинает повышать цены без веского основания, антимонопольный комитет может обратится в верховный суд. Ответственность за несоблюдение правил может быть следующей:

  1. Штраф, размер которого не ограничен. К примеру, в 2016-м году суд обязал корпорацию Google выплатить 500 млн. рублей штрафа за преднамеренное создание неблагоприятных условий для других игроков на монополизированном рынке мобильного программного обеспечения;
  2. Ограничение на деятельность в Российской Федерации;
  3. Запрет на повышение цены.

Если монополизированный рынок принадлежит одной - двум компаниям, маржинальность продукции и услуг на нем слабо связано с законами рыночной экономики. У потребителей нет другого выхода кроме использования товаров или услуг, предлагаемых монополистом. В качестве примера можно привести вышеупомянутый рынок мобильного программного обеспечение, 80% которого занимает Google со своей операционной системой “Android”.
В каких случаях государсво может влиять на маржинальность

Конкурировать с монополистом зачастую бессмысленно. У нового игрока, который желает отвоевать долю рынка, должны присутствовать практически неограниченные по своим размерам денежные вливания, которые будут направлены на снижение стоимости продукции или услуги для конечного потребителя. Это необходимо делать для того, чтобы новое предложение могло конкурировать с монополией по цене. Очевидно, что в таких ситуациях новому игроку приходится работать в убыток годы. Иногда десятилетия. Пока доля рынка не будет обеспечивать экспоненциальный рост. Ресурсов для этого требуется огромное количество, поэтому с монополиями конкурировать трудно. Единственный способ существовать на одном рынке с крупными корпорациями - деятельность антимонопольной службы или переход в другие ниши, удовлетворение потребностей аудитории новым способов или ориентир на другую целевую аудиторию.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в: