Охранник – одна из самых распространенных в России профессий. Некоторое время назад в стране произошел ряд громких случаев, когда от действий охраны пострадали граждане (в том числе в супермаркетах). После этого в законы и ведомственные акты были внесены ужесточающие изменения, в результате чего охранная деятельность в России стала жестко регламентированной. Сегодня она требует получения лицензий, регулярного обучения сотрудников и часто подвергается проверкам уполномоченными инстанциями.
Права, обязанности и требования к сотрудникам охраны установлены законом, основные из них будут приведены далее. Также будут приведены варианты оформления сотрудников на схожие позиции, не требующие получения лицензии.
Основной закон, регламентирующий в России в текущем (2017) году этот вид деятельности - номер 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (принят 11.03.1992, позднее вносились изменения, далее «ЗоЧДиОД»). Он, в частности, обязует:
Также указанный правовой акт описывает и другие аспекты деятельности охраны. Эти данные будут крайне полезны желающим организовать собственный охранный бизнес, им обязательно стоит ознакомиться с полным текстом закона.
Как определяет указанный выше закон позицию «частный охранник»? Помимо всего перечисленного в этой цитате, согласно данному закону, не сможет получить служебное удостоверение человек, чью недееспособность (или ее ограничение) признал суд, а также не предоставивший медзаключения о возможности выполнять данную работу, исходя из состояния здоровья.
Наличие судимости за преступление, совершенное умышленно – еще одна причина, по которой невозможно законно работать в охране. Даже если лицу только предъявлено обвинение, но еще нет решения судебного органа, в охране ему не место, гласит закон. Препятствием будет и привлечение к ответственности по административным нарушениям (дважды в течение года) до тех пор, пока не окончен срок наказания.
Отдельно указан запрет занимать должности в охране уволенным с госслужбы, включая органы поддержания правопорядка, если основанием для этого стали систематические проблемы с дисциплиной и ряд других причин и после увольнения прошло меньше трех лет. Кроме того, для работы в охранной организации нужно пройти дактилоскопическую регистрацию. Все эти требования подробно изложены в статье 11.1 указанного закона. Удостоверение охранник может получить на 5 лет, а далее продлевать, регулярно проходя повышающее квалификацию обучение.
Также данного удостоверения можно и лишиться, в частности, при привлечении к ответственности в результате употребления наркотиков, нарушения общественного порядка или, если возникают обстоятельства, препятствующие иметь статус частного охранника, а также, когда человек добровольно от него отказывается. Для аннулирования удостоверения соответствующее решение должен принять орган исполнительной власти. Как при получении удостоверения, так и при внесении в него изменений нужно уплатить государственную пошлину.
Согласно актуальному справочнику по профессиям (ЕТКС №1, параграф 262а), работа сотрудника охраны заключается в охране имущества и объектов, включая ситуации перевозки имущества. Работник на данной позиции обеспечивает режим пропуска посетителей и сотрудников, проверяет документы, предоставляет возможность проезда и прохода на объект, перемещения имущества. При этом может осуществляться проверка имущества, использоваться технические средства.
Помимо этого, охранник контролирует функционирование пожарной и охранной сигнализации. А также обеспечивает защиту здоровья и жизни граждан, находящихся на вверенном ему объекте. Когда это необходимо, он обязан оказать первую помощь пострадавшим до прибытия врачей. А в случае прохождения мероприятий – обеспечивать общественный порядок.
Важной функцией является пресечение краж имущества. Работник охраны может при этом применять специальные средства и оружие (служебное, в случае его использования строго в положенном порядке).
Охранник обязан ознакомиться с содержанием законов и документацией, касающейся его должности. Необходимо знать основы административного и уголовного права. Важно быть осведомленным о действиях в ситуациях, относящихся к чрезвычайным, владеть навыками задержания нарушителей. И, что особенно важно, быть компетентным в допустимых объемах использования физической силы, спецсредств и оружия. Охранник также обязан вести документацию по вверенным ему техсредствам и имеющимся на объекте типам сигнализации. Если присутствует необходимость, сотрудник охраны направляет в медицинские учреждения пострадавших лиц и оказывает посильную помощь правоохранительным органам. Подробное описание своего функционала сотрудник на данной позиции может узнать из своей должностной инструкции.
Подобная инструкция описывает действия сотрудника, а также его обязанности и права на конкретном рабочем месте. Разрабатывается документ непосредственным руководителем работника. Копия должностной инструкции должна находиться на охраняемом объекте.
Единой формы должностной инструкции быть не может, так как каждое рабочее место имеет свои особенности, связанные в данном случае с охраняемой территорией, используемыми техническими средствами, наличием оружия и др..
При этом МВД Российской Федерации еще в 2011 году приказом № 960 утвердило общие требования, которым должна соответствовать инструкция по должности частного охранника на вверенном ему объекте (далее «должностная инструкция» будет сокращенно указываться как «ДИ»). Согласно приведенному приказу, ДИ согласуется охранной организацией, в которой числится охранник, с заказчиком, а один из ее экземпляров должен находиться в местном органе внутренних дел. С инструкцией должны быть ознакомлены сотрудники охраны.
Также указанный приказ требует наличия следующих разделов в ДИ охранника на конкретном объекте:
Раздел «Общие положения» должен содержать:
Раздел, описывающий «Права» упомянутого выше приказа № 960 ссылается на ст. 12.1 ЗоЧДиОД, где выделены пять ключевых прав охранника, это:
Приказ № 960 требует описывать в этом разделе ДИ, что конкретно должен делать частный охранник в случае появления сотрудников правоохранительных, а также контролирующих инстанций, в каких ситуациях и как сотрудник должен уведомлять госорганы, а также особенности взаимодействия с другими организациями.
Раздел «Обязанности» также регламентирован помимо приказа № 960 статьей 12.1 закона № 2487-I. Основных указано пять:
Кроме того, приказ № 960 указывает и на другую информацию, которая должна присутствовать в данном разделе ДИ охранника. Это:
Раздел «Ответственность» ДИ, согласно приказу № 960, должен содержать соответствующие виды ответственности.
Данная информация из источников приводится в сокращенном виде. Поэтому при составлении должностных инструкций рекомендуется ознакомиться с актуальной редакцией указанных закона и приказа МВД.
Если вы используете шаблоны должностной инструкции охранника из интернета, советуем проверить их соответствие с требованиями закона, так как зачастую в них содержится не весь объем требуемых законом данных.
Контроль за деятельностью охраны на территории РФ осуществляет Министерство внутренних дел. Регламент этой деятельности указан в Приказе МВД РФ № 589 от 18.06.12.
Нужно отметить, что организации, оказывающие услуги по охране обязаны, помимо уже перечисленных, исполнять большое число законных и подзаконных актов (включая законы о лицензировании, оружии и многие другие). Проверки могут касаться исполнения любого из них. Но здесь мы уделим внимание тому, что касается непосредственной работы охранников.
Действия сотрудников охраны проверяются на предмет их соответствия законам и другим актам, относящимся к деятельности охраны, работы с оружием и спецсредствами. Может проверяться также идентичность должностной инструкции сотрудника правилам, а его функционала по ДИ - законодательству РФ. Должностная инструкция работника охраны обязательно должна находиться на охраняемом объекте.
Уполномоченные сотрудники МВД в рамках проверок могут беспрепятственно (при предъявлении удостоверения) осматривать места, где находится служебное оружие, исследовать деятельность охраны, запрашивать информацию о сотрудниках. Также они могут признать недействительным разрешения на ношение и хранение оружия, даже изъять его.
При этом уполномоченный представитель проверяемой компании может присутствовать в месте, где проводится проверка, а также потребовать разъяснения и документы, касающихся данного мероприятия. С результатами проверки организация-работодатель охранников должна быть обязательно ознакомлена.
При выборе способов наказания, адекватных обнаруженным нарушениям, сотрудники МВД оценивают опасность совершенного не только для здоровья людей, но также и для животных и растений, находящихся на объекте охраны, как сказано в приказе № 589 (п. 7.7). Незаконные действия сотрудников МВД, допущенные в рамках проверки, могут быть обжалованы.
Требовать документы, не обязательные по закону, представители МВД не должны. И, если этого требует проверяемая сторона, они обязаны ознакомить ее представителей с регламентом проведения подобных проверок.
Проверка не должна проводиться вне времени выполнения сотрудниками МВД своих служебных обязанностей. Они обязаны предъявлять личные удостоверения, также копию документа о проведении проверки, подписанного руководителем (его заместителем). По окончании проверки должен быть составлен акт.
Когда проверка выявляет многократное или значительное нарушение законов РФ, могут приниматься меры по аннулированию лицензии охранной организации. Поэтому сотрудники охраны должны быть осведомлены о необходимых действиях в случае приезда проверяющих.
Проверка может носить внезапный характер.
Выполнение всех требований, предъявляемых к охранникам, требует больших затрат средств и времени, что не всегда соответствует конкретным задачам организации. Поэтому в ряде случаев вместо позиции «охранник» подойдут другие менее ответственные должности, например, сторож или вахтер.
Сотрудники на данных должностях имеют меньше полномочий, в том числе не имеет права на ношение оружия и применение физической силы. Вахтер может иметь обязанности проверять сохранность замков, пломб, в целом объекта охраны. Устанавливать, работает ли освещение, телефоны и средства сигнализации. Находиться в пункте пропуска, допускать проход сотрудников, сличать документы на вносимое и выносимое имущество с его реальными, к примеру, внешне видимыми, характеристиками, открывать ворота. А при фиксации каких-либо нарушений прав лиц или опасностей, угрожающих имуществу, обращаться в правоохранительные органы. Вахтер на должен останавливать правонарушителей с использованием физической силы, и тем более оружия.
Тем не менее вахтер также должен быть подготовлен соответствующим образом, в частности, владеть информацией о режиме пропуска, знать, кто имеет право подписи документов на перемещение имущества, каковы границы объекта, иметь в распоряжении номера контактные данные администрации и правоохранительных органов. Жесткие требования к частным охранникам, прописанные законом, к сотрудникам на должности сторож или вахтер, соответственно, могут не применяться.
Сотрудник с подобными функциями может быть в штате организации, не имеющей лицензии на охранную деятельность.
Так как МВД может проверять охранную деятельность непосредственно на объектах, целесообразно иметь должностную инструкцию сторожа или вахтера на объекте, чтобы в случае проверки документально доказать представителям органов правопорядка, что сотрудник не выполняет функций частного охранника.