Регистрация прав на объект недвижимости – список документации и ее подготовка, описание процедуры + 4 совета будущим собственникам

Рынок изобилует количеством предложений на различные виды движимого и недвижимого имущества. Однако только после своевременного и правильного оформления собственности сделку можно считать успешной. Без документа, подтверждающего права человека на имущество, он не может считаться его законным обладателем.

Потенциальные владельцы часто пренебрегают процедурой регистрации приобретённого имущества, объясняя свое решение длительностью и трудоемкостью процесса. Замечено, что люди обращаются за помощью к третьим лицам, что тоже нельзя назвать разумным подходом.

На самом деле сбор и обработка необходимой документации для получения свидетельства на право собственности не займут много времени. Сделать это сможет каждый покупатель самостоятельно.

Целесообразность регистрации права

Большинство людей сталкивались с приобретением прав на недвижимость, например, при покупке квартиры. Однако жильё относится к особой группе объектов купли-продажи; недостаточно просто заплатить указанную сумму и получить право на эксплуатацию.

Согласно Федеральному закону № 218 от 2017 года на недвижимость, как движимую, так и недвижимую, в обязательном порядке подлежит регистрации.

Вся информация о зарегистрированном имуществе находится в единой базе Росреестра. Она представлена в свободном  доступе так, что каждый может просмотреть интересующий его объект, внесенные изменения и их даты.

Когда имущество будет зарегистрировано, сведения о правах на него нового владельца появятся ЕГРН. За выполнением данного требования отслеживают органы, так как с владельца государству идет налог на имущество.

Заинтересованность собственника в проведении данной процедуры заключается в том, что только после нее он может полноправно владеть или распоряжаться приобретенным объектом недвижимости.


 

Куда можно обратиться для регистрации

Благодаря нововведениям в законодательстве порядок регистрации прав на объект недвижимости значительно упростился, также собственнику предоставляется возможность провести процедуру несколькими вариантами.

Кроме того, произошли изменения в лучшую сторону по количеству необходимых документов и длительности их обработки.

Собственник может воспользоваться тремя вариантами подачи заявки на регистрацию:

  1. Самостоятельный визит в регистрирующий орган.
  2. Федеральный портал «Госуслуги».
  3. Доверенное лицо.

Ниже дана информация о прохождении регистрации прав на объект недвижимости с помощью каждого из этих методов. Прежде всего обратиться можно в Многофункциональный центр по региону или напрямую в регистрационную палату.

В первом случае собственник получит помощь от специалистов МФЦ, которые самостоятельно подготовят документацию по всем правилам и передадут её ведомство.

В последнем случае владелец попадет сразу в ведомство. Если пакет документов оформлен верно, то никаких вопросов у сотрудников данного органа не возникнет, а если что-то пойдёт не так, собственник гарантированно получит отказ. Именно по этой причине большинство людей выбирает сотрудничество с Многофункциональным центром.

То же самое можно сделать, не выходя из дома через интернет, воспользовавшись официальным государственным порталом «Госуслуги». Необходимо перейти в раздел «Услуги Росреестра», заполнить заявку и предоставить сканы документов. Точно также – если документы соответствуют требованиям, заявка правильно заполнена, то в тот же срок будет выполнена регистрация прав на собственность.

Для занятых людей и тех, кто не может или не хочет разбираться в процедуре, существует большое количество компаний-посредников. Они сопровождают любые сделки с недвижимостью.

Для того, чтобы эти люди занимались проведением сделки другого лица, необходимо оформить доверенность у нотариуса для регистрации права собственности на объект недвижимости.

Первый этап

Начальным этапом получения прав на собственность является подача заявки в регистрирующий орган по месту ее нахождения. Допустим, если приобреталась квартира, то заявление передается в орган не по месту прописки покупателя, а по месторасположению покупки.

Зарегистрировать право владения имуществом можно в Федеральной регистрационной службе. Перед обращением в орган необходимо заранее подготовить требующуюся документацию.


 

Как подготовить документацию

Правоустанавливающий документ является обязательным при оформлении права на собственность. Он будет подтверждать возможность дальнейшего владения и распоряжения имуществом. Это означает, что на руках у покупателя должна быть такая бумага, на основании которой можно говорить о возникновении права на владение определенным имуществом.

В качестве официального источника права собственности могут выступать следующие документы:

  • договор дарения, мены;
  • договор купли-продажи;
  • свидетельство о наследовании.

Приведенные варианты не единственные, покупатель может предъявить другой документ с такой же юридической силой в данном вопросе, что и у любого из перечисленных выше.

Необходимость технического паспорта

Без технического паспорта получить возможность владеть недвижимостью не получится. В нем фиксируются технические характеристики объекта, то есть его описание – площадь, структура, материал, возраст. За оформлением и выдачей данного документа следует обратиться в Бюро технической инвентаризации. Сделать это лучше по месту расположения собственности.

В большинстве случаев технический паспорт и выдается покупателям сразу, так как первичное оформление этого документа происходит на последнем этапе строительства объекта.

Если объектом недвижимости является квартира, то при обращении в бюро технической инвентаризации нужно предъявить выписку из домовой книги с указанием людей, прописанных в жилом помещении.

Технический паспорт действует небольшой период времени, целесообразнее получать его после сбора остальной документации.

Для того, чтобы избежать приостановки регистрации квартиры в собственность, стоит сверить указанные в паспорте характеристики объекта и реальные данные имущества – они обязаны быть идентичны.

При получении права на собственность (квартиру) у заявителя не должно быть задолженности по квартплате. В подтверждение этому нужно получить справку от управляющей компании, которая обслуживает дом.


 

Оплата Госпошлины

Получить право собственности лицо может после оплаты Госпошлины, так как оформление документа этого типа относится к разряду платных услуг. Взимаемая сумма отличается в зависимости от основания, по которому оформляются права, но ее границы четко определены государством для каждого случая.

Для оплаты необязательно куда-то ехать, искать реквизиты – расчет производится на месте непосредственно перед регистрацией права собственности. Далее к документам прикладывается чек-квитанция и сдается сотруднику выбранного учреждения.

Процедура регистрации

Заявка на регистрацию заполняется при обращении в выбранное учреждение вместе с документами в процессе подачи документов.

Заявителю нужно помнить о том, что ещё ни одна юридическая операция не производилась без предъявления паспорта.

С образцом заполнения можно ознакомиться на картинке или обратиться к сотруднику органа. Кроме того, чаще всего все образцы по заполнению расположены на информационном стенде службы.

Образец заявки на регистрацию прав собственности

Нельзя забывать ксерокопии! Их должно быть минимальное нужное количество.

В самой простой сделке регистрации права на собственность участвуют минимально три стороны:

  • продавец;
  • покупатель;
  • орган, который зарегистрировал это действие.

В таком случае потребуется как минимум три ксерокопии договора купли-продажи. Один из них отдается тому, кто заплатил за собственность, другой продавцу, а третий остается на хранение у регистрирующей службы на случай возникновения споров.

Для всех остальных бумаг нужна будет одна копия, в том числе чек-квитанция об оплате Госпошлины.

Как оформить недвижимость в новостройке

Оформление права на владение и эксплуатацию жилого помещения (квартиры) от застройщика – задача, справиться с которой пытаются большинство будущих потенциальных владельцев, так как рынок первичного жилья предлагает более удобные и доступные условия.

Существенной разницы между процедурой получения права собственности на жильё вторичного рынка и новостройку нет, различия подразумевают лишь изменения в списке пакета документов для предъявления в органы регистрации.

Часто застройщик самостоятельно занимается оформлением прав на владение и эксплуатацию имущества, однако покупатель может провести процедуру независимо от него.

Если потенциальный владелец в недвижимости хочет заниматься оформлением оформить зарегистрировать права и на собственность Самостоятельно, ему нужно получить следующие документы от застройщика:

  • Акт приема-передачи квартиры. В этом документе зафиксированы дефекты и/или неисправности при их наличии, структура дома и его описание.
  • Копию подтверждения о том, что дом введен в эксплуатацию и его состояние устраивает и принято государственной комиссией.
  • Акт реализации инвестиционного договора на производство строительных работ.

При передаче застройщиком соответствующих документов будущий владелец должен обратить внимание на их внешний вид. Если не сделать перепроверку, а документы окажутся в ненадлежащем состоянии, орган регистрации имеет полное право не принимать их и отказать в услуге. Под термином ненадлежащее состояние подразумевают наличие помарок, зачеркиваний, приписок и исправлений, также повреждений, влияющих на читабельность и толкование написанного.

Если застройщик по каким-то причинам или без объяснений не предоставляет документы, дело о получении права на недвижимость рассматривается в суде. Оставшиеся моменты повторяют шаги из приведенной выше инструкции. После того, как сбор пакета необходимых бумаг закончен, обращаются в орган регистрации по месторасположению недвижимости.

 

Как долго оформляется право

Самым главным, определяющим критерием относительно срока выполнения процедуры является комплектность и юридическая чистота предоставленных документов.

В большинстве случаев процесс занимает не более двух недель. Сотрудник, который принимал документы при их подаче на оформление права собственности, дополнительно расскажет о том, когда и где можно будет забрать документы.

По завершению процесса собственнику будет выдана выписка ЕГРН из Росреестра, которая будет подтверждать успешное прохождение регистрации права собственности. Кроме того, было введено новое правило – свидетельство, которое выдавали ранее, заменяется на выписку. Она имеет такую же юридическую силу.

Как зарегистрировать право на недвижимость по ипотеке

Когда для приобретения имущества покупатель пользуется заемными денежными средствами банка, заключая с ним договор ипотеки, объект недвижимости считается залогом выплаты кредита.

Выполнение процедуры по регистрации права на собственность происходит также, как в других описанных случаях, без изменения. Однако на объект недвижимости налагаются некоторые ограничения. Полное право распоряжения имуществом собственник получит, когда долг будет полностью погашен.

До этого времени распоряжаться объектом недвижимости собственник может частично или по согласию банка. Обременение накладывается не только на куплю-продажу, но и на сдачу жилплощади под аренду.

Дополнительно при подаче заявления на регистрацию необходимо приложить закладную со всеми её приложениями и заявку на получение прав собственности.

 

Во сколько обойдётся регистрация

Перед тем, как орган регистрации проведет процедуру рассмотрения документов и заявки на право владения и эксплуатации объекта недвижимости, должна быть предъявлена квитанция об оплате Госпошлины. Её размер начинается от 2000 рублей.

Диапазон государственных взысканий определен в соответствии с федеральным законодательством, а также и льготы, которые могут быть предоставлены определённым группам лиц.

С точностью сказать, во сколько обойдётся регистрация права на собственность, не получится, так как многое также зависит от обстоятельств сделки – плата за оформление некоторых документов или её отсутствие, привлечение нотариуса, обращение к юристу или самостоятельная подготовка к сделке.

Выписка на право владения

До определённого момента регистрация права на объект недвижимости утверждалась наличием у собственника свидетельства. На этот документ велась строгая отчётность. Он защищался по уровню Б, имел собственную серию и номер. Однако в 2015 году такую форму ведения документации решили отменить.

Свидетельство было заменено официальным банком, также имеющим номер, который соответствует номеру государственной регистрации права. Информация хранится в Управления ФС государственной регистрации.

Свидетельство на право владения.

Требования по защищенности данного документа отсутствуют, что дает возможность более быстрого оформления без специальных бланков, на обычной бумаге. Бланк должен быть заверен с помощью подписи государственного регистратора.

В качестве бонуса предоставляется возможность получить бланк в электронном виде с соблюдениями всех требований, включая подпись регистратора электронного образца.

Номера и серии можно найти на обратных сторонах бланков. Ранее указанные данные паспорта уже не нужны, обязательна лишь информация о месте и дате рождения собственника, а также данные СНИЛСа.

Случаи отказа и их причины

На успешность в регистрации права собственности влияет комплектность и правильность собранного пакета документов. Немаловажным фактором является юридическая чистота бумаг. Если собственник уверен в соблюдении всех правил, то регистрация пройдёт быстро и без осложнений.

Не все случаи регистрации заканчиваются положительным результатом. Ниже приведены основные ошибки, с которыми может столкнуться каждый при оформлении:

  • в предоставленных документах не хватает одной или нескольких бумаг. Обычно отказ следует при нехватке какого-то важного документа;

Отказ регистрирующего органа

  • неправильное заполнение бумаг – помарки, исправления, дефекты, нарушающие читабельность не должны быть в документе, также это касается неточности предоставленных сведений;
  • квартира находится под арестом, то есть, например, бывший собственник является должником по алиментным платежам или по другим основаниям. Пока арест не будет снят любые регистрационные действия с объектом недвижимости невозможны.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в: