Ведение бухгалтерского учета на сегодняшний день не представляет большой трудности, поскольку на рынке предлагается различное программное обеспечение, делающее этот процесс доступным даже для тех, кто не имеет глубоких знаний в специфике работы бухгалтера. Автоматизированный метод ведения бухучета наиболее результативен при применении на предприятиях крупных и средних масштабов.
С использованием такого программного обеспечения ведение бухучета значительно упрощено. Главное – верно вносить в соответствующие окна соответствующую информацию, которую программа оформит в документ установленной формы, проанализирует. Такие программы особенно эффективны на больших предприятиях, поскольку дают возможность внесения данных сотрудниками, не имеющими отношения к бухучету информации, которая в последующем будет проанализирована бухгалтерами.
Однако, при всех своих достоинствах такие программы имеют и существенный недостаток – это именно программы, которые совершают операции по заданному алгоритму и в случае нестандартной ситуации окажутся неспособными к анализу.
Поэтому, даже перейдя на применение компьютерного ведения бухучета с использованием возможностей, предоставляемых программным обеспечением, руководителю предприятия хотя бы в общих чертах нужно понимать, что представляет собой бухучет и какие задачи он выполняет.
Бухгалтерский учет – это совокупность методов упорядоченного сбора сведений в денежном выражении об обязательствах, об имуществе и о движении этих средств с соответствующим оформлением. Эта информация документируется непрерывно в виде учета всех произведённых хозяйственных операций. В ходе бухгалтерского учета собранная и зафиксированная информация обобщается. Важным аспектом бухгалтерского учета выступает составление бухотчетности на основании зарегистрированной и соответствующим образом оформленной документации.
В процессе ведения бухучета оперируют с данными, которые отображают все имущество, все обязательства субъекта хоз.деятельности.
Сотрудник, который осуществляет бух.учет, должен соответствовать критериям и требованиям, изложенным в соответствующем законе РФ. В 2011 году был принят специальный ФЗ за номером 402 «О бухгалтерском учете» подробно регламентирующий все стороны этой хозяйственной деятельности. Законодательный акт был принят, чтобы стандартизировать выдвигаемые к бухучету требования и установить правовые нормы относительно регулирования как самого процесса, так и к формам документирования той информации, которая требуется для создания финансовой отчётности.
В первой главе закона отображены общие положения, формулировки, цели и задачи на решение которых направлена правовая база документа.
Во второй главе закона № 402-ФЗ прописано:
Третья глава Закона посвящена детальному описанию регулирования бухгалтерского учета. В ней разъяснены:
Также в этой главе помещена информация о стандартах бухучета, их разработке и порядке утверждения, определено, кто полномочен на такие действия. В заключительных положениях, размещенных в четвертой главе, устанавливаются:
Исходя из норм и положений закона, осуществлять бухгалтерский учёт может только определенный сотрудник:
Правильное и ответственное ведение документооборота бухучета в соответствии с законом является необходимым аспектом деятельности предприятия, поскольку за отклонение от установленного режима такой деятельности предусмотрены значительные штрафы.
Ведение бухучета требует от исполнителя соответствующей квалификации. Примерное представление о круге знаний, которыми должен обладать исполнитель, может дать фрагмент учебного плана по этой теме от «Академии бизнес-технологий».
Для получения точной картины финансового положения применяются:
Сложность или простота ведения бухгалтерского учета находится в прямой зависимости от нескольких факторов.
Для ООО это:
Многие предприниматели, начиная свой бизнес, выбирают упрощённый вариант налогообложения. Но «Упрощенка» отнюдь не означает возможность не вести бухучет. Российский Минфин в ноябре 2013 года установил необходимость вести бухучет в предприятиях, работающих как на УСН 6%, так и на «Доходы минус расходы». С другой стороны, если внимательно рассмотреть рекомендации Института профессиональных бухгалтеров РФ, получившие одобрение Минфина, ключевые принципы ведения учёта упрощены.
Предприятие, выбравшее упрощенную схему налогообложения, имеет право на ведение бухгалтерии в следующих вариантах (документ Минфина № ПЗ-3/2015):
Такой вариант бухучета дает возможность анализировать работу предприятия в крупном масштабе.
Каждая компания должна иметь утверждаемый приказом документ, упорядочивающий правила и нормы учетной политики. В документе должно быть отражено, какой именно вариант ведения бухучета выбран, а также его особенности, вытекающие из специфики предприятия.
Этот документ должен содержать информацию:
Также должны быть указаны правила документооборота, какие ПБУ используются, а какие – нет.
В документе такого рода нужно прописать, что относится к основным фондам, а что к малоценным активам, будут ли создаваться резервы, или предприятие откажется от них. В самом документе или в приложении к нему описывается форма упрощенного регистра.
В рамках выбранной учетной политики принимается обоснованное решение относительно того, как объединить счета и вырабатывается план счетов (прилагается к тексту приказа), с которым в последующем будет работать предприятие.
Также в приказе должен найти свое отражение тот факт, что небольшие бизнес-предприятия имеют право ведения бухучета в урезанном виде.
Обеспечить хранение учетной документации первичного характера следует и потому, что в случае перехода на иную систему налогов, они могут быть востребованы.
Сотрудники налоговых органов, проверяющих предприятия, как правило, особенное внимание уделяют проверке расходов. Этот субъективный фактор следует учитывать при формировании системы ведения бухучета. Пристальное внимание нужно уделять правильности отображения текущей информации по таким моментам, как:
Также внимания потребует точное соблюдение порядка учета:
В этом случае ситуация упрощается, поскольку при расчётах сумм уплачиваемого налога важны только платежи, которые могут минимизировать налог, начисленный к уплате и сумма поступлений.
Учетная политика в случае работы на УСН «доходы» формулируется также подробно, как и в случае «доходы минус расходы». Отличие – дополнительно прописывается, по причине чего и каким образом снижается величина налога, предназначенного для перечисления в казну.
Закон позволяет индивидуальному предпринимателю (в случае выбора системы, по которой уплачивается налог – УСН), пренебречь ведением бух.учета. Для него допустимо заполнение декларации по УСН на основании данных налогового учета. Но пренебрегать дополнительными возможностями для анализа функционирования своего бизнеса используя такой финансовый инструмент, как бухучет, не стоит.
Для лучшего понимания процессов, определяющих доходность бизнеса, индивидуальные предприниматели могут самостоятельно, или же прибегнув к помощи профессионалов, вести документацию бухгалтерского учета по одной из существующих систем, либо же разработать свой метод.
Рассмотрим этапы организации ведения бухучета на примере ООО.
Специалисты советуют, прежде всего, определиться с режимом налогообложения для предприятия до его регистрации – в соответствии с этим критерием можно будет выбрать наиболее выгодный вид бухучета.
Более подробно о правилах ведения бухучета и требованиях, выдвигаемых к нему, можно узнать из видеоролика.